info@optan.ru
Обратный звонок +7 (347) 226 76 76 +7 (347) 226 77 88
/ Суэцкая надбавка: может ли Россия извлечь выгоду из блокировки канала

Суэцкая надбавка: может ли Россия извлечь выгоду из блокировки канала

Суэцкая надбавка: может ли Россия извлечь выгоду из блокировки канала

Блокировка Суэцкого канала уже оказала влияние на глобальные рынки углеводородов и грузоперевозок. Цены на нефть встретили новость о севшем на мель контейнеровозе взлетом на 5%. И хотя статистика из США об увеличении запасов остудила пыл инвесторов, всё же котировки черного золота медленно, но верно продолжили рост. Стоимость доставки грузов на фоне затора на канале увеличилась в разы, что, как отмечают эксперты, в случае затяжного варианта решения проблемы может подстегнуть цены на газ. В этом случае крупные игроки на рынке газа — Алжир, Нигерия, США и, конечно же, Россия — смогут извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Дни или недели?

Прогнозы, что операция по разблокированию Суэцкого канала займет до двух дней, судя по всему, были слишком оптимистичными. Голландская компания Boskalis, которая пытается сейчас снять сверхбольшой контейнеровоз Ever Given длиной 400 м и шириной 50 м с мели, озвучила совсем другие сроки — несколько недель. По информации агентства Bloomberg, работы по разблокировке Суэцкого канала продлятся по меньшей мере до следующей среды, 31 марта.

В распространенном в ночь на пятницу, 26 марта, заявлении управления Суэцкого канала сообщалось о необходимости удалить до 20 тыс. кубометров песка.

В свою очередь, японская компания Shoei Kisen, владеющая гигантским контейнеровозом, принесла извинения за этот инцидент. В компании рассказали, что работают над разрешением ситуации, но отметили, что положение «чрезвычайно сложное».

Покушение на нефть

Суэцкий канал является основным маршрутом для поставки ближневосточной нефти в ЕС и США. Ежедневно через него проходит около 600 тыс. баррелей нефти. Обратно по той же водной артерии отправляются продукты нефтепереработки. Путь танкера с ближневосточной нефтью до итальянских НПЗ занимает около двух недель. Кроме того, по каналу транспортируется много российской нефти и нефтепродуктов. Они составляют 24% от всего черного золота, идущего через канал в южном направлении. Всего Суэцкий канал транспортирует 10% мировых морских перевозок нефти. Естественно, что цены на нефть тут же отреагировали на происшествие пятипроцентным ростом. Правда, уже на следующий день после блокировки канала пыл инвесторов остудила статистика из США. Рост запасов нефти, которые за неделю выросли на 1,9 млн баррелей (до 502,7 млн), почти нивелировал произошедший накануне скачок из-за блокировки Суэцкого канала. В ожидании решения управляющей компании о сроках разрешения проблемы и снятия судна с мели стоимость черного золота возобновила рост, но в пределах 1%.

По словам аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, пока не стоит ожидать существенного роста стоимости нефти из-за блокировки канала.

— Полагаю, что эту проблему решат до конца марта, а запасов нефти в мире сейчас достаточно, поэтому я не вижу предпосылок для роста цен, — заявил собеседник «Известий».

Саудовская Аравия, по мнению эксперта, может покупать нефть, например, у России для замены своих поставок в Европу.

Альтернатива Суэцу

С собеседником соглашается и управляющий партнер компании WMT Consult Екатерина Косарева.

— Большого роста цен на нефть ожидать не стоит, однако, безусловно, реакция рынка на инцидент будет заметна в изменении стоимости черного золота, — сказала эксперт.

По ее словам, стоит учитывать, что в разы увеличилась стоимость морских перевозок из Китая в Европу, а если канал будет заблокирован на несколько недель, то поставщикам придется пользоваться альтернативным маршрутом в обход мыса Доброй Надежды.

— Это добавит свыше 9 тыс. км, что, естественно, увеличит топливные расходы для танкеров. Не исключу, что на какое-то время сократится спред между Brent и WTI, — пояснила Екатерина Косарева.

По данным агентства Bloomberg, топливные расходы на маршрут в обход мыса Доброй Надежды обходятся супертанкеру, доставляющему нефть с Ближнего Востока в Европу, в $300 тыс. А стоимость доставки 40-футового контейнера из Китая в Европу выросла почти до $8 тыс., увеличившись примерно в четыре раза по сравнению с данными 2020 года. Фрахт судов Suezmax, которые обычно перевозят 1 млн баррелей нефти, сейчас стоит около $17 тыс. в день, что является максимумом с июня 2020 года.

В свою очередь, на фоне инцидента в Суэцком канале «Росатом» заявил о повышении значения Северного морского пути (СМП), проходящего в акватории арктических морей России.

— Суэцкий прецедент показал хрупкость любого маршрута между Европой и Азией. Поэтому развитие альтернативных маршрутов необходимо в целях устойчивого международного судоходства. На этом фоне повышается значение Северного морского пути, конкурентоспособность которого увеличивается каждый год, — заявил «Интерфаксу» специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, курирующий в госкорпорации тему развития СМП.

Кстати, в этом году Россия сумела оперативно среагировать на рост цен на газ в Азии, доставив сырье по СМП почти в два раза быстрее (сокращение времени поставки на 40%), чем через Суэцкий канал. Рейс проходил в условиях средней ледовой обстановки и на два месяца позднее традиционного завершения навигационного сезона в восточном секторе Арктики, который, как правило, заканчивается в ноябре.

Выгодоприобретатели

Суэцкий канал является одним из главных маршрутов для поставок сжиженного природного газа с Ближнего Востока в Европу — через него проходит около 8% мировой торговли СПГ. По словам заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, в данный момент спрос на газ в Европе традиционно низок, что связано с сезонным фактором.

Кроме того, Европа вышла из отопительного сезона с вполне приличными запасами газа. От перекрытия Суэцкого канала в основном могут пострадать поставщики СПГ из Катара. А другие крупные игроки (Алжир, Нигерия, Россия и в конце концов США) практически не зависят от этой логистической артерии.

— Если верить аналитикам Rystad Energy, речь может идти о блокировке в Суэцком канале метановозов, перевозящих порядка 1,4 млрд куб. м природного газа. Этот объем легко компенсировать за счет других источников (в том числе за счет отбора из ПХГ). В принципе можно ожидать относительно небольшого дополнительного роста трубопроводных поставок из России в размере нескольких сотен миллионов кубометров, — сказал собеседник «Известий».

С коллегой согласен и заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Пока, судя по всему, это не очень большая проблема для рынка СПГ, хотя и доставляет неудобства некоторым грузоотправителям, прежде всего Катару, которому придется отправлять предназначенные Европе грузы в обход Африки по более длинному маршруту. Это с одной стороны. А с другой — часть грузов, которые могли из Атлантики отправиться в Азию через Суэцкий канал, останутся в Европе, — отметил аналитик.

По его словам, сейчас реакции цен на сжиженный природный газ тоже не видно.

— Если ситуация затянется, возможно, проблемы возникнут, — заключил собеседник, говоря о возможном росте цен на СПГ.

Представители «Газпрома» и «Новатэка» не предоставили оперативных комментариев.

Источник: Известия

29.03.2021

Возврат к списку

Оставьте заявку

и мы перезвоним вам в ближайшее время
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь на обработку персональных и с политикой конфиденциальности